Страница психолога

Психологическая служба центра «Доверие»

Целью психологической службы нашего центра является оказание психолого-педагогической помощи детям и подросткам и обеспечение благоприятных психологических условий для сопровождения воспитанников на всех этапах возрастного развития, а также их родителей, педагогов и других участников реабилитационного процесса.

 Основной целью работы педагога-психолога с детьми в Центре является содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях.

 

 Задачи психологической реабилитации:

Для решения профессиональных задач и достижения основных целей работа психологической деятельности ведется по основным направлениям:

Проводятся занятия в комнате психологической разгрузке, как индивидуальные, так и групповые на:

Консультативное направление

Процесс консультирования обычно проходит в два этапа:

а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос;

б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, родителям даются рекомендации по особенностям взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничиваются отдельным приемом, а носят системный характер, в этом случае во время беседы обсуждаются динамика работы с ребенком и уточняются рекомендации.

В связи с тем, что основной контингент – это дети из неблагополучных асоциальных семей, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения. В целом все запросы можно разделить на:

·       трудности в общении со сверстниками

·       эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.)

·       проблемы в детско-родительских отношениях

·       трудности в профессиональном самоопределении

·       трудности обучения

·       консультации по результатам групповой диагностики

 

Диагностическое направление.

Диагностическая деятельность представлена как отдельный вид работы. Он необходим для определения индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания детей и подростков, анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности, а так  же как составляющая индивидуальных консультаций.

 

 

В рамках проведения диагностики проводится следующее тестирование:

1.                Диагностика эмоционального состояния воспитанников (цветовой тест Люшера)

2.                Диагностика скорости переработки информации и уровня концентрации внимания (тест Тулуз-Пьерона, таблицы Шульте)

3.                Диагностика интеллекта (ШТУР, ШТОМ)

4.                Диагностика уровня развития визуального мышления (прогрессивные матрицы Равена)

5.                Личностный опросник Айзенка, Кеттелла 16-PF

6.                Рисуночные тесты («моя семья», «несуществующее животное», «дом, дерево, человек», «три дерева») и др.

В процессе консультирования для определения проблемы и ее причин проводится диагностика, в основном с использованием проективных методов, диагностической беседы и наблюдения.

Коррекционно-развивающее направление

Данное направление осуществляется с помощью групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Они направлены на развитие у воспитанников необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:

·                     развитие внимания

·                     коррекция эмоционального состояния

·                     работа со стрессовыми состояниями

·                     работа с агрессией

·                     снятие психоэмоционального напряжения

·                     развитие коммуникативных навыков

 

Просветительская деятельность.

Данное направление деятельности реализуется в следующих формах: беседы с воспитанниками, выступления на МО воспитателей, разработка и распространение буклетов, индивидуальные просветительские консультации, публикации статей в СМИ.

     Беседы с воспитанниками. Цель данных мероприятий - познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей.

Основные темы бесед:

1.               Коллективная помощь и сочувствие

2.                Психология общения

3.                Твоя жизнь в твоих руках

4.                Сила воли и характер

5.                Здоровый Образ Жизни

6.                Способы снятия стресса

7.                Мир труда и профессий

8.                Профилактика вредных привычек

9.                СПИД и другие болезни XXI века

Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов и воспитателей по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с ними. Задачами данного вида просветительской деятельности является: 1) повышение психологической грамотности; 2) осознание педагогами и воспитателями своей роли в формировании и преодолении трудностей ребенка; 3) побуждение взрослых к личностному росту и изменению форм взаимодействия с ребенком; 4) мотивирование взрослых на более глубокую работу по преодолению трудностей.

         Выступления на методическом объединении воспитателей. Тема выступлений «Гиперактивные дети: методы и формы помощи». Задача данного вида просветительской деятельности – повышение психологической грамотности пед.коллектива, ознакомление с рекомендации по работе с гиперактивными детьми

       Индивидуальные просветительские консультации воспитанников старшей группы по вопросам профессионального самоопределения и подбору учебных заведений.

     Методическая работа.

Методическая работа осуществляется по следующим направлениям:

1.    Оформление кабинета.

2.    Планирование деятельности, разработка тематического планирования коррекционно-развивающих занятий.

3.    Заполнение реабилитационных карт на воспитанников.

4.    Разработка планов-конспектов выступлений на МО по соответствующей тематике.

5.    Изучение нормативно-правовой базы и новых документов по работе психологической службы.

6.    Обновление фонда методик.

7.    Комплектование групп для проведения занятий с элементами тренинга.8.    Подбор диагностического и коррекционного материала.рекомендации.

10.   Знакомство с новинками психологической литературы.

11.   Разработка статей-рекомендаций для родителей и замещающих их лиц по эффективному взаимодействию с детьми в СМИ.

 

 

«Внутренний мир ребёнка»

"Внутренний мир ребенка" - эти слова нередко воспринимаются как нечто туманное. А он может оказаться вполне наглядным.

В дошкольной группе «ОКУ Долгоруковский ЦСПСД «ДОВЕРИЕ» дети  рисуют на тему "Моё настроение".

 

Тема у всех одна, а рисунки разные. Вероника нарисовала себя на площадке: светит солнышко, растут цветочки - веселый, красочный рисунок.

Кристина изобразила своё настроение в виде радуги.

 А Максим нарисовал большое сердце, что означает самые светлые и прекрасные чувства.

Все воспитанники играют с красками, карандашами, фломастерами. Их не учат рисовать, ведь главное — это уникальность каждого ребенка, возможность создать такое произведение, которое будет только твоим. В процессе рисования выплескиваются все отрицательные эмоции.