Психологическая служба центра «Доверие»
Целью психологической службы нашего центра является оказание психолого-педагогической помощи детям и подросткам и обеспечение благоприятных психологических условий для сопровождения воспитанников на всех этапах возрастного развития, а также их родителей, педагогов и других участников реабилитационного процесса.
Основной целью работы педагога-психолога с детьми в Центре является содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях.
Задачи психологической реабилитации:
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей работа психологической деятельности ведется по основным направлениям:
Проводятся занятия в комнате психологической разгрузке, как индивидуальные, так и групповые на:
Консультативное направление
Процесс консультирования обычно проходит в два этапа:
а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос;
б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, родителям даются рекомендации по особенностям взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничиваются отдельным приемом, а носят системный характер, в этом случае во время беседы обсуждаются динамика работы с ребенком и уточняются рекомендации.
В связи с тем, что основной контингент – это дети из неблагополучных асоциальных семей, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения. В целом все запросы можно разделить на:
· трудности в общении со сверстниками
· эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.)
· проблемы в детско-родительских отношениях
· трудности в профессиональном самоопределении
· трудности обучения
· консультации по результатам групповой диагностики
Диагностическое направление.
Диагностическая деятельность представлена как отдельный вид работы. Он необходим для определения индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания детей и подростков, анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности, а так же как составляющая индивидуальных консультаций.
В рамках проведения диагностики проводится следующее тестирование:
1. Диагностика эмоционального состояния воспитанников (цветовой тест Люшера)
2. Диагностика скорости переработки информации и уровня концентрации внимания (тест Тулуз-Пьерона, таблицы Шульте)
3. Диагностика интеллекта (ШТУР, ШТОМ)
4. Диагностика уровня развития визуального мышления (прогрессивные матрицы Равена)
5. Личностный опросник Айзенка, Кеттелла 16-PF
6. Рисуночные тесты («моя семья», «несуществующее животное», «дом, дерево, человек», «три дерева») и др.
В процессе консультирования для определения проблемы и ее причин проводится диагностика, в основном с использованием проективных методов, диагностической беседы и наблюдения.
Коррекционно-развивающее направление
Данное направление осуществляется с помощью групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Они направлены на развитие у воспитанников необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:
· развитие внимания
· коррекция эмоционального состояния
· работа со стрессовыми состояниями
· работа с агрессией
· снятие психоэмоционального напряжения
· развитие коммуникативных навыков
Просветительская деятельность.
Данное направление деятельности реализуется в следующих формах: беседы с воспитанниками, выступления на МО воспитателей, разработка и распространение буклетов, индивидуальные просветительские консультации, публикации статей в СМИ.
Беседы с воспитанниками. Цель данных мероприятий - познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей.
Основные темы бесед:
1. Коллективная помощь и сочувствие
2. Психология общения
3. Твоя жизнь в твоих руках
4. Сила воли и характер
5. Здоровый Образ Жизни
6. Способы снятия стресса
7. Мир труда и профессий
8. Профилактика вредных привычек
9. СПИД и другие болезни XXI века
Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов и воспитателей по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с ними. Задачами данного вида просветительской деятельности является: 1) повышение психологической грамотности; 2) осознание педагогами и воспитателями своей роли в формировании и преодолении трудностей ребенка; 3) побуждение взрослых к личностному росту и изменению форм взаимодействия с ребенком; 4) мотивирование взрослых на более глубокую работу по преодолению трудностей.
Выступления на методическом объединении воспитателей. Тема выступлений «Гиперактивные дети: методы и формы помощи». Задача данного вида просветительской деятельности – повышение психологической грамотности пед.коллектива, ознакомление с рекомендации по работе с гиперактивными детьми
Индивидуальные просветительские консультации воспитанников старшей группы по вопросам профессионального самоопределения и подбору учебных заведений.
Методическая работа.
Методическая работа осуществляется по следующим направлениям:
1. Оформление кабинета.
2. Планирование деятельности, разработка тематического планирования коррекционно-развивающих занятий.
3. Заполнение реабилитационных карт на воспитанников.
4. Разработка планов-конспектов выступлений на МО по соответствующей тематике.
5. Изучение нормативно-правовой базы и новых документов по работе психологической службы.
6. Обновление фонда методик.
7. Комплектование групп для проведения занятий с элементами тренинга.8. Подбор диагностического и коррекционного материала.рекомендации.
10. Знакомство с новинками психологической литературы.
11. Разработка статей-рекомендаций для родителей и замещающих их лиц по эффективному взаимодействию с детьми в СМИ.
«Внутренний мир ребёнка»
"Внутренний мир ребенка" - эти слова нередко воспринимаются как нечто туманное. А он может оказаться вполне наглядным.
В дошкольной группе «ОКУ Долгоруковский ЦСПСД «ДОВЕРИЕ» дети рисуют на тему "Моё настроение".
Тема у всех одна, а рисунки разные. Вероника нарисовала себя на площадке: светит солнышко, растут цветочки - веселый, красочный рисунок.
Кристина изобразила своё настроение в виде радуги.